double_bind (double_bind) wrote,
double_bind
double_bind

180.  Прошлое и будущее русской шизофрении

Со времени первого коллоквиума МФК по шизофреногенности русской культуры прошел без малого год. Возможно, через некоторое время будет продолжение, по крайней мере такие планы есть у администрации. В этой связи я пересматривал материалы и задним числом возникли кое-какие соображения, которые я хочу зафиксировать для памяти. Кроме того, они, возможно, смогут послужить отправной точкой для продолжения дискуссии.


1. Комментируя выступление К. Крылова, Д. Кралечкин отметил, что нарисованная первым картина процессов в русской социокультурной системе напоминает игру с нулевой суммой.

Здесь мы, возможно, натолкнулись на эквивалентное определение шизофренического гомеостаза. Жесткий патогенный гомеостаз создается скрытыми правилами, допускающими в данной системе только игры с нулевой суммой (понимаемой как в буквальном, так и в метафорическом смысле). Понятно, что внутреннее функционирование такой системы будет сводиться -- в соответствии с великой формулой Лукича -- к бесконечным циклам "грабежа награбленного", а также дискурсу, релевантному грабежу награбленного. Отметим, что уже много лет подряд местная общественная мысль как крыса в колесе бегает вокруг истории, как Путин ограбил грабителя Ходорковского.

Отметим также, что первыми успешными русскими капиталистами-предпринимателями, сумевшими вырваться за пределы нулевой суммы, были в подавляющем большинстве старообрядцы, которые находились в решительных контрах с русским государством, официальным православием, а также диффузным патологическим комплексом, известным как "русская идея". Эта конфронтация сделала их в известной степени иммунными к русской шизофрении, что и позволило этой весьма немногочисленной группе внести колоссальный вклад в развитие России. Достаточно вспомнить первый в мире аэродинамический институт в подмосковном Кучине, который создал при участии Жуковского потомственный старообрядец Рябушинский. Увы, как гласит русская присказка "не в коня корм".

Мне кажется самоочевидной непосредственная связь "скрытых правил игры" в смысле миланской школы М.С. Палаццоли, стоящих за русской шизофренией, и пресловутой "русской идеи". Эта "идея", запрещающая любое развитие, однако не запрещающая бандитизм, равносильна скрытой религии зла, закономерно доведшей Россию до состояния Сомали или Гаити.

В результате размышлений о плачевной судьбине родимой сторонки, у меня сложилась компактная трехчленная формула русского существования. Любопытно, что в ней присутствуют фактически те же члены, что и в другой трехчленной русской формуле "православие, самодержавие, народность".

Итак:
Русское государство истребляет русский народ во исполнение русской идеи.

(Добавлю, что столь масштабное истребление невозможно и невыполнимо без столь же масштабной шизофренизации.)

Так что же из себя представляет таинственная "русская идея"? Почему на этот счет как не было, так и нет никакой определенности? Как возможно, что нечто, имеющее столь широкомасштабные и катастрофические последствия, остается неузнанным и неназванным?

Мне кажется, тут надо различать несколько уровней. Во-первых, если "русская идея" -- это локальный синоним "скрытых правил игры" в системно-теоретическом смысле, то это не совсем то, что обычно называют "идеями". Скорее, это то, что Бейтсон называет "абстракция высокого логического типа". Такие абстракции принципиально невербальны и их онтологический статус мне самому не вполне ясен. Попытка их вербализации неизбежно связана с искажениями. Как часто объясняет Бейтсон, это примерно то же, что изложить словами балет, симфонию или эмоцию. Как минимум ясно, что у такой абстракции не может быть никакой единственно-правильной вербальной версии.

Во-вторых, такие абстракции часто бывают защищены от доступа с более низких логических уровней. Это называется "мета-табу" и проявляется как тяжелейшее аффективное сопротивление, возникающее при попытках даже помыслить об этих вещах.

В-третьих, даже если кто-то интересуется "русской идеей" и имеет о ней некие представления, у него может просто не повернуться язык их произнести. Язык может окоченеть от ужаса. Полагаю, это страх сойти с ума. Философ В. Соловьев, считавшийся крупнейшим специалистом по "русской идее", как-то давал на эту тему публичную лекцию. После нескольких часов словоблудия публика начала терять терпение и стала требовать от Соловьева наконец ясно сказать в чем эта "идея". Тут с Соловьевым случился истерический припадок и его уволокли. "Идея" в очередной раз осталась неназванной.

Я уверен, что гебефренически-уклончивая модальная связка в известной строке Тютчева "В Россию можно только верить" означает ровно то же, что и во фразе "В этом подвале находиться можно только в противогазе", т.е. то, что любые другие варианты чреваты для вас тяжелыми последствиями. Полагаю, свое постыдное четверостишие Тютчев адресовал самому себе. Это -- кляп в собственный рот.

Сомнительное преимущество текущего момента состоит, однако, в том, что нам уже поздно чего-либо бояться. Скорее всего, России скоро не будет совсем, русская власть дожрёт ее окончательно. Это, однако, не значит, что размышления на русскую тему бессмысленны и бесполезны. В конце концов, и патологоанатомическое вскрытие делается отнюдь не ради благополучия покойного, а так сказать, ради жизни на земле. Это дурак Иван Ильин думал, что конец России будет концом света. Рассказал бы он об этом китайцам, вот бы они посмеялись. Да и вообще, любое познание есть благо, а кто думает по-другому, того мы не зовем на МФК. Поэтому далее небольшая подборка соображений по поводу "русской идеи".

Лично я считаю, что "русская идея" заключается просто в создании ада на земле, однако мне также нравится формулировка А. Дугина, который считает, что русская идея состоит в том, чтобы "утащить весь мир за собой в могилу".

Поражает масштабом и детальностью проработки версия русской идеи от Федорова-Циолковского (т.н. "общее дело"). По этой версии, надо сперва уничтожить на земле все живое, включая животных, а потом заново заселить Землю и ближний космос мертвецами, оживленными по федоровской методе. Оживлять предполагается "перенаправлением сексуальной энергии". Если отмести словоблудие, выглядеть это должно так: мужчины должны перестать совокупляться с женщинами (женщины, скорее всего, вообще пойдут в расход вместе со зверьем), и начать совокупляться с могилами своих отцов (именно отцов, матери никого не интересуют). Осемененная могилка беременеет и в положенный срок разрешается чудо-младенцем, который тут же совершает коитус уже с могилкой своего отца и т.д. Так скоро всё заселится, а Циолковский тем временем понастроит ракет -- и все полетят в космос, тем более, что мертвецы -- идеальные космонавты, им не надо ни пищи, ни кислорода. (Тема космических странствий мертвецов отражена и творчестве русского поэта-визионера В. Хлебникова.)

В "Чевенгуре" русского писателя-визионера из народной гущи А. Платонова полудикие "степные большевики" мечтают отрыть из могилы Розу Люксембург и "оживить ее всемирной любовью пролетариата". Групповуха с трупом -- тоже неплохой вариант русской идеи, хотя и мелковатый для народа-богатыря. Впрочем, что еще есть все эти пляски вокруг урус-зиккурата?

Наконец, по версии М.Е. Салтыкова-Щедрина русская идея состоит в том, чтобы погасить солнце. Вот это по-нашему!


2.  Хотелось бы попросить К. Крылова уточнить один момент, не для того, чтобы его оспаривать, а для ясности. В своем выступлении К. Крылов яркими красками обрисовал роль интеллигенции в русской социокультурной системе. Роль эта -- иудская. Предположим. Однако интеллигенция создает культуру. Значит ли это, что:

-- русская культура тоже в целом иудская (не скрою, меня бы такой вариант устроил, декларируемая шизофреногенность русской культуры получила бы простое и ясное объяснение: она создается иудской интеллигенцией с вредительскими целями);
-- или же иудской интеллигенции каким-то (каким?) непонятным образом вопреки себе удается создавать доброкачественную культуру.

3.  Весьма интересен и заслуживает развития тезис К. Крылова о благотворности "превентивной паранойи" для российского обывателя. Разумеется, сразу приходит в голову параллель с "управляемой глупостью" К. Кастанеды.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


UPD
На подобные рассуждения уже не раз приходилось слышать стандартное возражение: "эта власть не русская". Имеется в виду, что на всех этажах здешней власти вплоть до самых верхних можно обнаружить непропорционально большое число всяких условно говоря "азиатов".

Мой ответ в том, что говоря о "русской власти", слово "русский" я понимаю не в узко-этническом, а в типологическом смысле. Более того, по моему мнению, массовая вербовка азиатов необходима этой власти для сохранения своей русской типологии, а именно своей азиатской звериности.

Это и называется гомеостаз, когда несущественные переменные могут весьма сильно отклоняться ради сохранения постоянства существенных переменных. Так вот, этнический состав -- это несущественная переменная, а общая типология -- существенная.

Или, возможно, кому-то больше понравится так: индивидуальные русские уже весьма пообтесались и их присутствие во власти не может обеспечить ей традиционной для русской власти звериности. Поэтому ей и приходится в массовом порядке вербовать откровенных дикарей.
Tags: вести с полей, дискурс
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments